Лифт является разновидностью подъемника и представляет собой транспортное средство, предназначенное для подъема и спуска людей или грузов с одного уровня на другой. Кабина (платформа) лифта перемещается вдоль неподвижных вертикальных жестких направляющих, установленных в шахте, снабженной на посадочных (загрузочных) площадках запираемыми дверями. Конструктивно лифт состоит их шахты, оборудованной дверями, установленными в порталах, приямком и машинным помещением с подъемной приводной лебедкой. Под шахтой понимается пространство, в котором перемещается платформа или кабина и противовес, а также установлено другое оборудование лифта, а машинное помещение — часть шахты (или иное помещение), предназначенная для установки приводного механизма, аппаратуры управления и другого оборудования лифта.
Классификация лифтов.
1. По назначению
• Пассажирский – предназначен для подъема и спуска людей;
• Грузопассажирский – предназначен для транспортировки пасса-жиров и грузов и имеет увеличенные размерами площади пола и дверного проема;
• Больничный – предназначен для подъема и спуска больных, в том числе и на специальных транспортных средствах в сопровождении медперсонала;
• Грузовой – предназначен для подъема и спуска грузов;
• Промышленный - используются в помещениях с повышенным уровнем опасности. К ним предъявляются специальные требования надежности;
• Специальный – предназначен для особых условий применения и изготавливаемый по специально разработанным техническим условиям.
2. По типу привода подъемного механизма
• Лифты с электрическим приводом от электродвигателей постоянного или переменного тока;
• Лифты гидравлические с приводом в виде подъемного гидроцилиндра;
• Лифты гидравлические с приводом в виде гидродвигателя вращательного типа.
3. По конструкции механизма передачи движения кабине
• Лифты канатные, кабины которых перемещаются посредством тяговых канатов лебедки;
• Лифты цепные, кабины которых перемещаются посредством тяго-вых цепей;
• Лифты реечные, кабины которых перемещаются посредством ре-ечной передачи;
• Лифты винтовые, кабины которых перемещаются посредством передачи винт – гайка;
4. По способу передачи движения от канатоведущего органа лебедки тяговым канатам
• Лифты с барабанной лебедкой;
• Лифты с канатоведущим шкивом.
5. По схеме запасовки тяговых канатов
• Лифты с прямой подвеской;
• Лифты с полиспастной подвеской;
• Лифты с канатным мультипликатором.
6. По расположению машинного помещения
• Лифты с верхним машинным помещением;
• Лифты с нижним машинным помещением;
• Лифты без машинного помещения.
7. По конструкции привода лебедки
• Лифты с редукторным приводом;
• Лифты с безредукторным приводом.
8. По величине скорости кабины
• Лифты тихоходные – при скорости кабины до 1 м/с;
• Лифты быстроходные – при скорости кабины от 1,4 до 2 м/с;
• Лифты скоростные – при скорости кабины 2 м/с и более.
9. По точности остановки кабины
• Лифты оснащенные системой точной остановки;
• Лифты, не оснащенные системой точной остановки.